Мы набрали новую группу компенсирующей
направленности (средняя группа). Среди детей был ребенок, который отличался от
других детей.
Этот ребёнок: не отзывался на свое имя, не
задерживал свое внимание на предмете больше секунды, боялся смотреть в зеркало,
умываться, ел преимущественно руками, на отдельные звуки в музыке закрывал уши,
мог внезапно без причины закричать, смотрел долго на часы затем улыбался и
громко хохотал им. Он умудрялся разбросать все игрушки в игровой комнате,
раскидать все шарики из сухого бассейна, - все то, что попадало в его поле
зрения, оказывалось на полу. Не принимал участие в играх сверстников.
Поделившись своими наблюдениями с мамой,
решили, корректно уточнить: Какая самая любимая игрушка у ребенка? Какая его любимая
еда? От каких физических движений ребенок получает удовольствие? С кем больше всего любит быть вместе?
Как ведет себя дома, на улице с другими детьми? Навыки
самообслуживания выполняет самостоятельно или с помощью, или не выполняет
совсем? Как оказалось, мама не видела ни чего особенного в поведении сына,
считала, что всё в порядке, он еще маленький, все пройдет, всему научится.
И вот тогда мы подумали: «Что
же мы будем с ним делать?», «Как ему помочь?» (официального диагноза нет).
Таким образом, нам самим, приложив
максимум усилий, нужно было найти подход к этому воспитаннику в условиях
группового общения.
Мы поставили для себя задачу
- создать условия для вовлечения ребенка с аутоподобным поведением в
индивидуальную и совместную деятельность со сверстниками и нами взрослыми, организовать
вокруг него спокойную, стабильную, безопасную обстановку.
Изучив литературу в сети
интернет, просмотрев видео уроки на ютуб канале направленную на работу с детьми с аутичным поведением.
Мы составили
план наших действий. Первое что мы сделали – это всё
общение и обучение решили проводить через игрушку, значимую для ребенка.
Начертили план группы с указанием расположения предметов, оформили распорядок
дня, используя символы, знаки. Попутешествовали с ребенком по ним, узнавая и
называя предметы (на первых этапах, если ребенок не повторял названия, делали это
самим за него). В групповой комнате, раздевалке,
умывальной мы поместили схемы, где изображены знаки, показывающие алгоритм
действий ребенка. Этими схемами пользовались и другие дети для сверки своих
действий, самоконтроля, поэтому этот ребенок не выглядел «белой вороной».
Далее, мы помогали
дошкольнику, понять значение, происходящих действий, событий во время его
пребывания в нашем ДОУ, описывая для него и для всех остальных ребят все
совершаемое и планируемое, что происходило с ним и окружающими («Мы идем на
зарядку, давай переобуемся в чешки, потом мы будем завтракать», «Давай сходим в
туалет, помоем руки и будем одеваться на улицу» и др.).
Нам было важно
с воспитанником организовать контакт, говоря ему что-то обращаться одинаково по
имени (уточнили, как его дома называют родители), важен контакт глаз (который устанавливался
на короткое время), единые требования родителей и других взрослых
(воспитателей, сотрудников ДОУ, вступающих с ним в контакт), т.к. ему свойственна
однотипность движений, у него нет оперативного реагирования.
Для того чтобы
заинтересовать его в процессе обучения предлагали новое постепенно, «малыми дозами»:
-пазлы
(сначала крупные не сложные по сюжету, затем мелкие) со временем
скорректировалось нежелательное поведение, задания стал выполнять до конца (игра интересна на 1-2 минуты), внимание
стало более устойчивым;
- мнемотаблицы (с помощью их
ребенок стал к 6 годам заучивать небольшие стихи и рассказывать на утренниках,
держа за руку педагога);
-игры на тактильные ощущения (различные по фактуре материалы,
от мягкого махрового полотенца до прохладной гладкой поверхности стекла; и
различные по величине и форме предметы – большой мяч и крохотные бусинки,
различные шарики и кубики; и соприкосновения, объятия с другим человеком)
- звуковые игры
чтобы не потерять способность к восприятию информации на слух («Что шумит?»,
«Высокий – низкий»). Преодолел застенчивость, игры помогли снять у ребенка
накопившееся напряжение;
- игры на развитие мелкой
моторики пальцев рук - (с бумагой, шнуровки, сортировка мелких предметов, пальчиковые,
со спичечными коробками «Найди маму», мозайки, нанизывание
крупных бус на нитку). Стал более ловок, четче
стала речь, помогло более длительное время удерживать
внимание ребенка на задании;
- игры Bal-A-Vis-X (ее суть заключается в выполнении специальных ритмичных
упражнений с резиновыми мячиками и небольшими мешочками, наполненными песком)
и так далее. Улучшилось слуховое восприятие,
развилось чувство ритма, баланса и согласованные движения глаз, конечностей,
корпуса, головы, слуха, вестибулярной системы.
Во время организации
совместной деятельности, включали игры с четкой последовательностью, правилами,
сюжетно-ролевые игры при его участии организовывались без развертывания сюжета.
Для закрепления навыков каждую игру проигрывали не один раз, усложняли или
меняли в игре что-то только после неоднократного повтора. Во время игры
постоянно проговаривали действия воспитателя и действия детей, четко обозначая
словами все то, что происходит с ними. Сначала ребенок аутичным поведением не
проявлял внимание, но потом постепенно, при неоднократном повторе, стал включаться
в игру.
Со временем он заинтересовался настольными
играми, впоследствии ему даже стало нравиться в них играть: складывать кубики,
расставлять шашки на доске, рассматривать иллюстрации в книгах, стал играть со
сверстниками.
Рекомендовали дома родителям
придерживаться тех же алгоритмов действий, которые выработаны в детском саду
(мытье рук, одевание на прогулку), а также соблюдать режим сада, больше
разрешать игр с водой,
Очень важно!!! после даже маленького
достижения хвалить ребенка, и говорить об этом родителям.
Присутствие детей с аутичным поведением в
коллективе оказывает положительный эффект на других детей. Дети учатся
сочувствовать, сопереживать, помогать, быть более терпимыми друг к другу.
Важно помнить, что дети аутичным поведением
очень разные, как и все мы!
Комментариев нет:
Отправить комментарий