суббота, 16 декабря 2023 г.

«Из опыта работы с ребенком с аутичным поведением в условиях ДОУ»

 

Мы набрали новую группу компенсирующей направленности (средняя группа). Среди детей был ребенок, который отличался от других детей.

Этот ребёнок: не отзывался на свое имя, не задерживал свое внимание на предмете больше секунды, боялся смотреть в зеркало, умываться, ел преимущественно руками, на отдельные звуки в музыке закрывал уши, мог внезапно без причины закричать, смотрел долго на часы затем улыбался и громко хохотал им. Он умудрялся разбросать все игрушки в игровой комнате, раскидать все шарики из сухого бассейна, - все то, что попадало в его поле зрения, оказывалось на полу. Не принимал участие в играх сверстников.

Поделившись своими наблюдениями с мамой, решили, корректно уточнить: Какая самая любимая игрушка у ребенка? Какая его любимая еда? От каких физических движений ребенок получает удовольствие? С кем больше всего любит быть вместе? Как ведет себя дома, на улице с другими детьми? Навыки самообслуживания выполняет самостоятельно или с помощью, или не выполняет совсем? Как оказалось, мама не видела ни чего особенного в поведении сына, считала, что всё в порядке, он еще маленький, все пройдет, всему научится.

И вот тогда мы подумали«Что же мы будем с ним делать?», «Как ему помочь?» (официального диагноза нет).

Таким образом, нам самим, приложив максимум усилий, нужно было найти подход к этому воспитаннику в условиях группового общения.

Мы поставили для себя задачу - создать условия для вовлечения ребенка с аутоподобным поведением в индивидуальную и совместную деятельность со сверстниками и нами взрослыми, организовать вокруг него спокойную, стабильную, безопасную обстановку.

Изучив литературу в сети интернет, просмотрев видео уроки на ютуб канале направленную на работу с детьми с аутичным поведением.

 Мы составили план наших действий. Первое что мы сделали – это всё общение и обучение решили проводить через игрушку, значимую для ребенка. Начертили план группы с указанием расположения предметов, оформили распорядок дня, используя символы, знаки. Попутешествовали с ребенком по ним, узнавая и называя предметы (на первых этапах, если ребенок не повторял названия, делали это самим за него). В групповой комнате, раздевалке, умывальной мы поместили схемы, где изображены знаки, показывающие алгоритм действий ребенка. Этими схемами пользовались и другие дети для сверки своих действий, самоконтроля, поэтому этот ребенок не выглядел «белой вороной».

Далее, мы помогали дошкольнику, понять значение, происходящих действий, событий во время его пребывания в нашем ДОУ, описывая для него и для всех остальных ребят все совершаемое и планируемое, что происходило с ним и окружающими («Мы идем на зарядку, давай переобуемся в чешки, потом мы будем завтракать», «Давай сходим в туалет, помоем руки и будем одеваться на улицу» и др.).

Нам было важно с воспитанником организовать контакт, говоря ему что-то обращаться одинаково по имени (уточнили, как его дома называют родители), важен контакт глаз (который устанавливался на короткое время), единые требования родителей и других взрослых (воспитателей, сотрудников ДОУ, вступающих с ним в контакт), т.к. ему свойственна однотипность движений, у него нет оперативного реагирования.

Для того чтобы заинтересовать его в процессе обучения предлагали новое постепенно, «малыми дозами»:

-пазлы (сначала крупные не сложные по сюжету, затем мелкие) со временем скорректировалось нежелательное поведение, задания стал выполнять до конца (игра интересна на 1-2 минуты), внимание стало более устойчивым;

- мнемотаблицы (с помощью их ребенок стал к 6 годам заучивать небольшие стихи и рассказывать на утренниках, держа за руку педагога);

-игры на тактильные ощущения (различные по фактуре материалы, от мягкого махрового полотенца до прохладной гладкой поверхности стекла; и различные по величине и форме предметы – большой мяч и крохотные бусинки, различные шарики и кубики; и соприкосновения, объятия с другим человеком)

- звуковые игры чтобы не потерять способность к восприятию информации на слух («Что шумит?», «Высокий – низкий»). Преодолел застенчивость, игры помогли снять у ребенка накопившееся напряжение;

- игры на развитие мелкой моторики пальцев рук - (с бумагой, шнуровки, сортировка мелких предметов, пальчиковые, со спичечными коробками «Найди маму», мозайки, нанизывание крупных бус на нитку). Стал более ловок, четче стала речь, помогло более длительное время удерживать внимание ребенка на задании;  

-  игры Bal-A-Vis-X (ее суть заключается в выполнении специальных ритмичных упражнений с резиновыми мячиками и небольшими мешочками, наполненными песком) и так далее. Улучшилось слуховое восприятие, развилось чувство ритма, баланса и согласованные движения глаз, конечностей, корпуса, головы, слуха, вестибулярной системы.

Во время организации совместной деятельности, включали игры с четкой последовательностью, правилами, сюжетно-ролевые игры при его участии организовывались без развертывания сюжета. Для закрепления навыков каждую игру проигрывали не один раз, усложняли или меняли в игре что-то только после неоднократного повтора. Во время игры постоянно проговаривали действия воспитателя и действия детей, четко обозначая словами все то, что происходит с ними. Сначала ребенок аутичным поведением не проявлял внимание, но потом постепенно, при неоднократном повторе, стал включаться в игру.

Со временем он заинтересовался настольными играми, впоследствии ему даже стало нравиться в них играть: складывать кубики, расставлять шашки на доске, рассматривать иллюстрации в книгах, стал играть со сверстниками.

Рекомендовали дома родителям придерживаться тех же алгоритмов действий, которые выработаны в детском саду (мытье рук, одевание на прогулку), а также соблюдать режим сада, больше разрешать игр с водой,

Очень важно!!! после даже маленького достижения хвалить ребенка, и говорить об этом родителям.

Присутствие детей с аутичным поведением в коллективе оказывает положительный эффект на других детей. Дети учатся сочувствовать, сопереживать, помогать, быть более терпимыми друг к другу.

Важно помнить, что дети аутичным поведением очень разные, как и все мы!

Комментариев нет:

Отправить комментарий