воскресенье, 28 ноября 2021 г.

«Использование макетов в работе с детьми».

 

«Использование макетов в работе с детьми».

 

Играя, ребенок общается с другими детьми и взрослыми, через игру ребенок познает окружающий мир, учится взаимодействию со сверстниками, работе в «команде», добиваться поставленной цели, проектированию своей деятельности, развивает творческие способности. Именно в игре ребёнок приобретает все те качества личности, те навыки необходимые человеку – профессионалу в любой сфере деятельности.

Изучая литературу по использованию нетрадиционных подходов в образовательной деятельности, наше внимание и интерес привлекли макеты. Макет многофункционален и его применение в работе носит разноплановый характер, что даёт возможность решать сразу много задач. Создавая реальные вещи в материальном мире, дети одновременно приобретают новые навыки и умения, которые откладывают в своей памяти. Происходит самоподдерживающийся, саморазвивающийся процесс: вновь приобретённые знания позволяют ребёнку творить ещё более сложные вещи в реальном мире, что в свою очередь дополняет знания об окружающем мире. Макетирование – процесс объемного проектирования изделий, их частей и деталей, направленный на получение наглядной информации о свойствах создаваемого объекта в виде макета.

Макет - объемное материальное изображение, дающее сведения об особенностях проектируемого изделия (объемно-пространственной структуре, топологии и фактуре поверхностей, размерах и пропорциях по форме материалом способствует развитию внешних чувств, активизирует мелкую моторику рук и др.), полностью или частично изготовленное из специальных материалов, доступное для обозрения и практического действия.

Конструирование макета полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью. Благодаря этой деятельности особенно быстро совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие ребенка. У детей с хорошо развитыми навыками в конструировании быстрее развивается речь, так как тонкая моторика рук связана с центрами речи. Это очень важно именно для наших детей с тяжелыми нарушениями  речи.

При организации работы по конструированию макетов с детьми мы определили следующие задачи:

 - Организация предметно – развивающей среды.

- Развитие устойчивого интереса к объектам и явлениям окружающего мира.            

 - Активизация творческих возможностей, творческого самовыражения.

 - Развитие детской впечатлительности, фантазии, инициативы и творчества.

 - Привлечение семьи к взаимодействию в вопросах организации игр с макетами.

Также определили для себя алгоритм работы с макетом:

1. Рассматривание образца, схемы, чертежа, рисунка, картинки.

2. Поиск-выбор необходимого материал из общего набора.

3. Сборка частей модели.

4. Последовательное соединение всех собранных частей в одну целую модель.

5. Сравнение своей собранной модели с образцом, схемой, чертежом, рисунком, картинкой или анализ собранной конструкции.

Работу по созданию макетов в детском саду с детьми ОВЗ мы начали в средней группе со второй половины года. Начали с изготовления макета «Театр». Театр очень близок детям пяти лет, к тому же театральная деятельность стимулирует речевую активность дошкольников. Ребятам очень нравится рассказывать сказки и при этом показывать действия в настольном театре. Применяя макет в самостоятельной деятельности, они стали показывать, придумывать новые сказки и обыгрывать новые сюжеты. 

Знакомя детей с домашними животными, изготовили макет «Сельский двор», который использовали на познавательных занятиях и в дидактических играх, где дети закрепляли названия животных, особенности внешнего вида и их повадки.

Конечно при изготовлении макета в этой возрастной группе, основную работу делает педагог: проектирование, изготовление деталей, сбор частей, а дети вырезают, раскрашивают и наклеивают детали, персонажи.

В старшей группе создали макеты «Загадочный космос», «Кукольный дом» (с комнатами), «Правила дорожного движения». В этом возрасте дети уже самостоятельно придумывают игровое поле, подбирают предметы – заменители, природный и подсобный материалы.

В подготовительной группе изготовили макеты «Австралия», «Африка», «Подводный мир», «Антарктида», «Наш лес». Дети используют игрушки собственного изготовления.

 Макеты устойчивы и легко перемещаться с места на место. Играя с ним, ребенок открывает в себе те качества, которые не были раньше заметны ни ему, ни окружающим, приобретает в себе новые возможности.

В настоящее время эта деятельность одно из любимейших занятий детей в группе, объединяющий вокруг себя семью, ребёнка и детский сад. Персонажи, дополнительные элементы из бумаги, картона, проволоки, пластилина, соленого теста, природного бросового материалов изготавливались в процессе совместной деятельности родителей и детей дома.

Очень интересно наблюдать, как дети организовываются на игру, распределяют персонажей на макете, общаются, вступая в ролевые отношения.

С появлением в группе макетов, обогатилась развивающая среда, у детей появилась возможность разнообразить игровую деятельность и выросла мотивация посещать детский сад.

С развитием игры макет оживает: он изменяется, дополняется, объединяется с другими макетами. Дети придумывают сюжеты, соединяя реальные и фантастические события. В игре они договариваются, планируют, объясняют замысел, стремятся к взаимопониманию, то есть развиваются коммуникативные навыки, диалогическая и монологическая речь. У детей повышается уровень любознательности, интерес к познавательной литературе; дети включают свои новые знания и представления в сюжеты игры. Дети могут самостоятельно добавлять, придумывать, использовать предметы-заместители, изготавливать из разного материала.

Данный вид деятельности вызвал большой интерес у детей и родителей, что привело к продолжению работы по изготовлению макетов на другую тематику.

Таким образом, в ходе макетирования выиграли все. Родители приобрели опыт сотрудничества со своим ребёнком и с коллективом детского сада.

Хочется отметить, что работа по созданию макетов увлекает воспитателей, обогащает и развивает детей, нравиться родителям, вносит радость в повседневную жизнь, доставляет взаимное удовлетворение.

Комментариев нет:

Отправить комментарий