«Использование
макетов в работе с детьми».
Играя,
ребенок общается с другими детьми и взрослыми, через игру ребенок познает
окружающий мир, учится взаимодействию со сверстниками, работе в «команде»,
добиваться поставленной цели, проектированию своей деятельности, развивает
творческие способности. Именно в игре ребёнок приобретает все те качества
личности, те навыки необходимые человеку – профессионалу в любой сфере
деятельности.
Изучая
литературу по использованию нетрадиционных подходов в образовательной
деятельности, наше внимание и интерес привлекли макеты. Макет многофункционален
и его применение в работе носит разноплановый характер, что даёт возможность
решать сразу много задач. Создавая реальные
вещи в материальном мире, дети одновременно приобретают новые навыки и умения,
которые откладывают в своей памяти. Происходит самоподдерживающийся, саморазвивающийся процесс: вновь
приобретённые знания позволяют ребёнку творить ещё более сложные вещи в
реальном мире, что в свою очередь дополняет знания об окружающем мире. Макетирование
– процесс объемного проектирования изделий, их частей и деталей, направленный
на получение наглядной информации о свойствах создаваемого объекта в виде
макета.
Макет - объемное
материальное изображение, дающее сведения об особенностях проектируемого
изделия (объемно-пространственной структуре, топологии и фактуре поверхностей,
размерах и пропорциях по форме материалом способствует развитию
внешних чувств, активизирует мелкую моторику рук и др.), полностью или частично
изготовленное из специальных материалов, доступное для обозрения и
практического действия.
Конструирование макета
полностью отвечает интересам детей,
их способностям и возможностям,
поскольку является исключительно детской деятельностью. Благодаря этой
деятельности особенно быстро совершенствуются навыки и умения, умственное и
эстетическое развитие ребенка.
У детей с хорошо развитыми навыками
в конструировании быстрее развивается
речь, так как тонкая моторика рук связана с центрами речи. Это очень
важно именно для наших детей с тяжелыми нарушениями речи.
При организации работы по конструированию
макетов с детьми мы определили следующие задачи:
-
Организация предметно – развивающей среды.
- Развитие устойчивого интереса к объектам и
явлениям окружающего мира.
-
Активизация творческих возможностей, творческого самовыражения.
-
Развитие детской впечатлительности, фантазии, инициативы и творчества.
-
Привлечение семьи к взаимодействию в вопросах организации игр с макетами.
Также определили для себя алгоритм
работы с макетом:
1. Рассматривание образца,
схемы, чертежа, рисунка, картинки.
2. Поиск-выбор необходимого
материал из общего набора.
3. Сборка частей модели.
4. Последовательное
соединение всех собранных частей в одну целую модель.
5. Сравнение своей собранной
модели с образцом, схемой, чертежом, рисунком, картинкой или анализ собранной
конструкции.
Работу по созданию макетов в детском саду с детьми ОВЗ мы начали в средней группе со второй половины года. Начали с изготовления макета «Театр». Театр очень близок детям пяти лет, к тому же
театральная деятельность стимулирует речевую активность дошкольников. Ребятам очень нравится рассказывать сказки и
при этом показывать действия в настольном театре. Применяя
макет в самостоятельной деятельности, они стали показывать, придумывать новые сказки
и обыгрывать новые сюжеты.
Знакомя детей с домашними животными, изготовили макет «Сельский
двор», который использовали на познавательных занятиях и в дидактических
играх, где дети закрепляли названия животных, особенности внешнего вида и их
повадки.
Конечно при изготовлении макета в этой
возрастной группе, основную работу делает педагог: проектирование, изготовление
деталей, сбор частей, а дети вырезают, раскрашивают и наклеивают детали,
персонажи.
В старшей группе создали макеты «Загадочный
космос», «Кукольный дом» (с комнатами), «Правила
дорожного движения». В этом возрасте дети уже самостоятельно придумывают
игровое поле, подбирают
предметы – заменители, природный и подсобный материалы.
В подготовительной группе изготовили макеты
«Австралия»,
«Африка», «Подводный мир», «Антарктида», «Наш лес». Дети используют игрушки собственного
изготовления.
Макеты устойчивы и легко перемещаться с места
на место. Играя с ним, ребенок открывает в себе те качества, которые не были
раньше заметны ни ему, ни окружающим, приобретает в себе новые возможности.
В настоящее время эта деятельность одно из
любимейших занятий детей в группе, объединяющий вокруг себя семью, ребёнка и
детский сад. Персонажи, дополнительные элементы из бумаги, картона,
проволоки, пластилина, соленого теста, природного бросового материалов
изготавливались в процессе совместной деятельности родителей и детей
дома.
Очень интересно наблюдать, как дети
организовываются на игру, распределяют персонажей на макете, общаются, вступая в ролевые отношения.
С появлением в группе макетов, обогатилась развивающая среда, у детей
появилась возможность разнообразить игровую деятельность и
выросла мотивация посещать детский сад.
С развитием игры макет оживает: он изменяется, дополняется,
объединяется с другими макетами. Дети
придумывают сюжеты, соединяя реальные и фантастические события. В игре они
договариваются, планируют, объясняют замысел, стремятся к взаимопониманию, то
есть развиваются коммуникативные навыки, диалогическая и монологическая речь. У
детей повышается уровень любознательности, интерес к познавательной литературе;
дети включают свои новые знания и представления в сюжеты игры. Дети
могут самостоятельно добавлять, придумывать, использовать предметы-заместители,
изготавливать из разного материала.
Данный
вид деятельности вызвал большой интерес у детей и родителей, что привело к продолжению работы по
изготовлению макетов на другую тематику.
Таким
образом, в ходе макетирования выиграли все. Родители приобрели опыт
сотрудничества со своим ребёнком и с коллективом детского сада.
Хочется
отметить, что работа по созданию макетов увлекает воспитателей, обогащает и
развивает детей, нравиться родителям, вносит радость в повседневную жизнь,
доставляет взаимное удовлетворение.
Комментариев нет:
Отправить комментарий