Рабочая
программа
педагога
Старшая группа компенсирующей
направленности «Сказка»
Возрастная группа
Воспитатели:
Кондратьева И.В.
высшая квалификационная категория
Хренкова О.А.
первая квалификационная категория
2021-2022г.г.
Содержание
|
|
Пояснительная записка……………………………………………………............ |
3 |
|
1. |
ЦЕЛЕВОЙ
РАЗДЕЛ………………………………………………………………. |
5 |
|
1.1. |
Цели и задачи реализации
Программы……………………………….................. |
5 |
|
1. 2. |
Планируемые результаты освоения
программы…………………....................... |
7 |
|
1.3 |
Система оценки результатов освоения
Программы……………………………. |
9 |
|
2. |
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ …………………………………………………. |
10 |
|
2.1. |
Учебный
план……………………………………………………………………… |
10 |
|
2.2. |
Комплексное календарно-тематическое планирование
образовательной деятельности …………………………………………………………………………… |
12 |
|
2.3 |
Содержание коррекционно-развивающей
работы………………………………. |
20 |
|
2.4. |
Особенности традиционных событий, праздников,
мероприятий…………….. |
24 |
|
2.5. |
Взаимодействие с
семьями воспитанников…………………………………….. |
25 |
|
3. |
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ………………………………………………. |
27 |
|
3.1. |
Организация предметно-пространственной
среды ………………………….. |
27 |
|
3.2. |
Материально-технические условия реализации Программы ………………….. |
28 |
Пояснительная записка
Настоящая
рабочая программа разработана воспитателями МБДОУ «Д/с «Машенька» Кондратьевой
И.В. и Хренковой О.А.
Программа
разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным
стандартом дошкольного образования, утвержденным Приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 года, на
основе Адаптированной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ
«Д/с «Машенька» (Приказ № 69 - ОД от 31.08.2021г.), Рабочей программы воспитания МБДОУ «Д/с «Машенька»
(Приказ № 1 от 31.08.2021г.).
Данная
Программа предназначена для обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями
речи (общим недоразвитием речи), воспитания детей старшего возраста (5-6 лет) с
учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей.
Старшую
группу компенсирующей направленности посещают 20 детей. Из них девочек - 9 ,
мальчиков -11
Возрастные
и индивидуальные особенности контингента детей старшей группы: все воспитанники
в достаточной мере овладели средствами общения и способами взаимодействия со
взрослыми и сверстниками. Некоторые дети испытывают трудности в выстраивании
взаимоотношений со сверстниками.
В
игровом взаимодействии существенное место начинает занимать совместное
обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга
- указывают, как должен себя вести тот или иной персонаж. В случаях
возникновения конфликтов во время игры дети объясняют партерам действия
ссылаясь на правила, предлагают считалочки.
К
5 годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем,
которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и
экспериментировать. Представления об основных свойствах предметов углубляются,
большинство детей знают основные цвета и имеют представления об оттенках; могут
рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга; сопоставить
между собой по величине большое количество предметов. Внимание детей становится
более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным,
но нужным делом в течение 20 мин вместе со взрослым. Для запоминания дети уже
могут использовать несложные приёмы и средства (в качестве подсказки могут
выступать схемы, карточки или рисунки). Дети учатся самостоятельно строить
игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться
прямой и косвенной речью.
Более
совершенной становится крупная моторика: дети бегают на носках, прыгают через
веревочку, попеременно на одной и другой ноге. Появляются сложные движения:
могут пройти по неширокой скамейке и при этом даже перешагнуть через небольшое
препятствие; умеют отбивать мяч о землю руками несколько раз подряд, некоторые
дети - одной рукой. Активно формируется осанка детей, правильная манера
держаться. Развиваются выносливость (способность достаточно длительное время
заниматься физическими упражнениями) и силовые качества.
В
соответствии с возрастом воспитанники владеют элементарными навыками самообслуживания,
умеют самостоятельно находить интересное для себя занятие.
Реализуемая
программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического
характера взаимодействия взрослого с детьми.
Программа
включает в себя совокупность образовательных областей, которые обеспечивают
разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных
особенностей по основным направлениям развития (далее — образовательные
области) — социально-коммуникативному, познавательному, речевому,
художественно-эстетическому и физическому.
Программа
включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных
отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения
реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования (далее – ФГОС ДО).
Программа
включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в
каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая
участниками образовательных отношений.
1. Целевой раздел
1.1. Цель и задачи реализации Программы
Цель
Программы создание
условий для развития ребенка с ОНР, его позитивной социализации, личностного
развития, развития инициативы и творческих способностей на основе
сотрудничества с взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах
деятельности.
Задачи:
1.
Способствовать
заботе о здоровье, эмоциональному благополучию и своевременному развитию
каждого ребенка.
2.
Создать развивающую образовательную среду,
которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации
детей.
3.
Создать условия для вариативного использования
образовательного материала, позволяющего развивать творчество в соответствии с
интересами и наклонностями каждого ребенка.
Задачами
коррекционной работы
являются:
1. развивать
понимание речи; формировать диалогическую речь;
2. формировать обобщающие
понятия;
3. развивать фонематический слух и фонематическое
восприятие;
4. обучать детей
самостоятельному высказыванию;
5. развивать умение общаться со сверстниками,
взрослыми;
6. развивать память, внимание, воображение,
речевое творчество;
7. обеспечить
психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи условиях ДОУ.
Дополнительные
задачи на основе результатов диагностики:
В
образовательной области «Познавательное развитие»
Продолжить
работу по ориентированию на плоскости и в пространстве, по временам года,
частям суток. Использовать игры,
направленные на осознание себя как личности, обратить внимание детей на свое
имя, отчество, имена родственников, адрес проживания.
Так
же продолжать работу по обогащению словарного запаса детей по лексическим
темам.
Необходимо
обратить внимание:
-
на развитие умения устанавливать связи между качествами предмета и его
назначением, выявлять простейшие зависимости предметов (по форме, размеру,
количеству) и прослеживать изменения объектов по одному-двум признакам;
-
на развитие представлений о родном городе и стране;
- на развитие
умений сравнивать объекты по пространственному расположению (слева (справа),
впереди (сзади от...)), определять местонахождения объекта в ряду (второй,
третий); определять последовательность событий во времени (что сначала, что
потом) по картинкам и простым моделям.
В
образовательной области «Речевое развитие»
Необходимо
включить занятия, игры направленные на развитие речевой активности. Продолжать
работу по обогащению словарного запаса, формированию умения составлять рассказ,
пересказывать по опорной схеме и
заучивать стихи.
Создать
условия и ситуации для: умения изменять слова, образовывать новые
словосочетание по образцу, объяснять
ситуации, доказывать свою точку зрения.
Необходимо обратить
внимание:
- на умение осознавать
значение некоторых средств языковой и интонационной выразительности для
передачи образов героев, отношения к ним и событиям.
-
на развитие умения чистого произношения звуков родного языка, правильного слово
произношения; развитие умения пересказывать сказки, составлять описательные
рассказы о предметах и объектах, по картинкам.
Использование
в речи полных, распространенных простых с однородными членами и
сложноподчиненных предложений для передачи временных, пространственных,
причинно-следственных связей; использование суффиксов и приставок при
словообразовании; правильное использование системы окончаний существительных,
прилагательных, глаголов для оформления речевого высказывания;
составление
описательных из 5—6 предложений о предметах и повествовательных рассказов из
личного опыта; на развитие умения сочинять повествовательных рассказов по
игрушкам, картинам; составление описательных загадок об игрушках, объектах
природы.
В
образовательной области «Физическое развитие»
Для достижения
наиболее высоких показателей необходимо: организовывать совместную деятельность
и самостоятельную двигательную деятельность детей по развитию умений в
бросании, ловле, метании; наметить работу по развитию более уверенного и
активного выполнения ориентировки в пространстве.
В
Образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
Необходимо
продолжить занятия, игры направленные на формирование представлений о различных
профессиях. Создать условия для расширения представления детей о видах театров.
Способствовать развитию умения выбирать предпочитаемых героев, поддерживать
ролевые диалоги, придумывать новые сюжетные линии.
Продолжить формировать навыки
самообслуживания как в быту, так и при организации практической деятельности,
совместной деятельности и после нее.
Так
же необходимо уделить внимание играм-экспериментированиям с различными
предметами и материалами.
В Образовательной области
«Художественно эстетическое развитие»
Необходимо
продолжать работу по вырезыванию различных изображений для составления
коллажей, панно. Закреплять умением
держать карандаш и кисть, расширять приемы и
способы работой кисточкой, приемы закрашивания карандашами, продолжить
знакомить с различными видами народного творчества как музыкального, так и
декоративно прикладными видами.
В
течение дня использовать фоном музыкальные произведения различного характера,
петь песенки, танцевать под мелодии различного темпа, знакомить деток с
разнообразными видами движений. Работать как над интонированием , так и
развитием слуха.
Чтобы достичь
лучших результатов, необходимо обратить внимание:
- на развитие умения составлять новый цветовой
тон на палитре, накладывать одну краску на другую, передавать в работах
некоторые детали.
- на умение размазывать пластилиновые шарики по
картону, наносить пластилин на границы нужного контура для создания плоской
пластилиновой картинки на картоне (пластилинография).
1.2.
Планируемые результаты освоения Программы
Специфика дошкольного детства (гибкость,
пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его
непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка
дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и
обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной
программы в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры дошкольного образования,
представленные в ФГОС ДО, следует рассматривать как социально-нормативные
возрастные характеристики возможных достижений ребенка.
Целевые ориентиры коррекционно –
развивающей работы на этапе дошкольного образования:
•
Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности,
проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре,
общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;
способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
• Ребенок обладает установкой
положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому
себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со
сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
• Способен договариваться, учитывать
интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других,
адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается
разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным
вопросам.
• Способен сотрудничать и выполнять как
лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
•
Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения,
этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и
психических особенностей.
• Проявляет эмпатию по отношению к другим
людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.
• Проявляет умение слышать других и
стремление быть понятым другими.
•
Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах
деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры,
различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и
социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их
оценивать.
• Ребенок достаточно хорошо владеет устной
речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения
своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации
общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки
грамотности.
• У ребенка развита крупная и мелкая
моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может
контролировать свои движения и управлять ими.
• Ребенок способен к волевым усилиям,
может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах
деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать
правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.
• Проявляет ответственность за
начатое дело.
• Ребенок проявляет любознательность,
задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными
связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и
поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными
знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с
произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из
области живой природы, естествознания, математики, 7 истории и т.п.; способен к
принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных
видах деятельности.
• Открыт новому, то есть проявляет желание
узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания; положительно относится к
обучению в школе.
• Проявляет уважение к жизни (в различных
ее формах) и заботу об окружающей среде.
• Эмоционально отзывается на красоту
окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку,
танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.).
•
Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее
достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии,
многонациональности, важнейших исторических событиях.
• Имеет первичные представления о себе,
семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные
ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.
• Соблюдает элементарные общепринятые
нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что
такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу
о младших.
• Имеет начальные представления о здоровом
образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.
1.3. Система оценки результатов освоения программы
Образовательной программой предусмотрена
система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных
достижений, основанная на методе наблюдения, включая:
- педагогические наблюдения,
педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических
действий с целью их дальнейшей оптимизации;
- карты развития детей;
- различные шкалы индивидуального
развития.
Реализация Программы предполагает оценку
индивидуального развития детей, которые фиксируются в картах наблюдений
детского развития. Такая оценка проводится педагогическим работником МБДОУ в
рамках педагогической диагностики.
Педагогическая диагностика проводится на
основе пособий:
• Верещагина Н.В. Педагогическая
диагностика индивидуального развития ребёнка 5 – 6 лет в группе детского сада,
ДЕТСТВО-ПРЕСС, СПб, 2018 г.
В старшей группе (5 – 6 лет)
диагностика проводится 2 раза в год: сентябрь, май
Сентябрь:
-определение уровня развития, а также
индивидуальные проблемы, проявлений, требующие педагогической поддержки;
определение задач работы;
- составление индивидуальных маршрутов для
работы с детьми май: определение уровня форсированности социально-нормативных
возрастных характеристик возможных достижений ребенка на этапе завершения
обучения в данной возрастной группе;
-оценка качества образовательной
деятельности;
-внесение корректив в Адаптированную
образовательную программу на следующий учебный год, разработка рабочих программ
педагогов.
Педагогическая диагностика проводится в
ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной
образовательной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики –
карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную
динамику и перспективы развития каждого ребенка.
Углубленную диагностику развития ребенка
проводят специалисты (учитель-логопед, педагог-психолог).
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Учебный план
Учебный
план группы «Сказка» на 2021 – 2022 учебный год устанавливает перечень
образовательных областей и объём времени, отводимого на проведение
образовательной деятельности с детьми.
Содержание
педагогической работы по освоению детьми образовательных областей: «Физическое
развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое
развитие», «Речевое развитие» входят в расписание непосредственно
образовательной деятельности. Они реализуются как в обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений, так и во всех видах
деятельности. Образовательная деятельность носит интегративный характер.
Количество
и продолжительность образовательной деятельности устанавливаются в соответствии
с санитарно-гигиеническими нормами и требованиями (СанПиН 2.4.1.3049-13):
Продолжительность
организованной образовательной деятельности – не более 25 минут
Максимально
допустимый объём образовательной нагрузки в первой половине дня
– 50 или 75 минут, при организации одного занятия после дневного сна.
В середине времени, отведённого на
образовательную деятельность, проводятся физкультурные минутки.
Перерывы между периодами образовательной
деятельности – не менее 10 минут.
Образовательная деятельность с детьми
начинается не ранее 8 часов. В середине образовательной деятельности статического
характера проводятся физкультурные минутки. Допускается осуществлять
образовательную деятельность на игровой площадке во время прогулки.
Образовательная деятельность может осуществляться во второй половине дня после
дневного сна, её окончание не позднее 17 часов.
Образовательную деятельность, требующая
повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей,
организуется в первую половину дня.
В образовательном процессе используется
интегрированный подход, который позволяет гибко реализовывать в режиме дня
различные виды детской деятельности.
Организация жизнедеятельности ДОУ
предусматривает, как организованные педагогами совместно с детьми (ОД,
развлечения, кружки) формы детской деятельности, так и самостоятельную
деятельность детей.
Примерное
планирование образовательной деятельности
в
группах компенсирующей направленности
|
ОРГАНИЗОВАННАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
|
|
Базовый
вид деятельности |
Периодичность |
|
Старшая
группа |
|
|
Физическая
культура |
2 раза в неделю |
|
Физическая
культура на воздухе |
1 раз в неделю |
|
Образовательная
деятельность с логопедом |
2 раза в неделю |
|
Познавательная
деятельность (основы науки и естествознания, математическое развитие) |
2 раза в неделю |
|
Продуктивная
деятельность (рисование, лепка, аппликация, ручной труд) |
3 раза в неделю |
|
Музыка |
2 раза в неделю |
|
Количество
занятий в неделю |
12 |
|
Количество
занятий в месяц |
48 |
|
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
ВЗРОСЛОГО С ДЕТЬМИ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
|
|
Чтение
художественной литературы |
ежедневно |
|
Конструктивно-модельная
деятельность |
1 раз в неделю |
|
Игровая
деятельность |
ежедневно |
|
Общение
при проведении режимных моментов |
ежедневно |
|
Утренний
круг |
ежедневно |
|
Дежурства |
ежедневно |
|
Вечерний
круг |
ежедневно |
|
Прогулки |
ежедневно |
|
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ |
|
|
Самостоятельная
игра |
ежедневно |
|
Познавательно-исследовательская
деятельность |
ежедневно |
|
Самостоятельная
деятельность детей в центрах активности |
ежедневно |
|
ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ
РАБОТА |
|
|
Утренняя
гимнастика |
ежедневно |
|
Комплекс
закаливающих процедур, согласно оптимальной системе закаливания |
ежедневно |
|
Гигиенические
процедуры |
ежедневно |
В
летний период организованная образовательная деятельность не проводится. В это
время увеличивается продолжительность прогулок, а также проводятся спортивные и
подвижные игры, спортивные и музыкальные праздники, развлечения, экскурсии,
поисково - исследовательская, художественно - творческая деятельность и др.
2.2. Комплексное
календарно - тематическое планирование
|
Период |
Лексическая тема |
Цель |
Итоговое событие |
Взаимодействие
со специалистами |
Взаимодействие с
родителями |
|
Сентябрь |
|||||
|
01.09-03.09 |
Дети на улице города |
Создание социальной
ситуации развития в процессе познавательной деятельности о безопасности на
дорогах улицы. |
Коллаж «Наша улица» |
С
учителем - логопедом |
|
|
06.09-10.09 |
Во саду ли, в огороде. (овощи, фрукты) |
Создание условий для обогащения и расширения знаний
детей об овощах и фруктах. |
Выставка «Эти забавные овощи и фрукты» |
С
учителем - логопедом |
Помощь
в организации вставке |
|
13.09-17.09 |
Хлеб всему голова |
Создание социальной ситуации развития в процессе
познавательной и творческой
деятельности о хлебе. |
Создание игры «Лото «Няшки-вкусняшки» |
С
учителем - логопедом |
|
|
20.09-24.09 |
Лес, точно терем расписной (деревья, кустарники) |
Создание условий для обогащения и расширения знаний
детей о деревьях, кустарниках. |
Создание
гербария «Деревья и кустарники родного края» |
С
учителем - логопедом |
Помощь
в подборе листьев |
|
27.09- 01.10 |
Лесное лукошко (ягоды, грибы) |
Создание условий для обогащения и расширения знаний
детей о грибах и ягодах. |
Создание коллекции папье-маше «Грибы дружат с ягодами» |
С
учителем - логопедом |
Помощь
в материале для папье-маше |
|
Октябрь |
|||||
|
04.10 - 08.10 |
Осень рыжая подруга |
Создание условий для закрепления представлений об
осени как времени года, приспособленности растений и животных к изменениям в
природе, явлениях и объектах неживой природы |
Украшение для группы посезонное |
С
учителем – логопедом |
|
|
11.10-15.10 |
Птичья перекличка |
Создание
социальной ситуации развития в процессе познавательно- исследовательской
деятельности, перелетные птицы. |
Литературная гостиная «Пернатые друзья» |
С
учителем - логопедом |
Помощь
в подготовке детей к литературной гостиной |
|
18.10-22.10 |
Наши любимые «хвостолапые» (домашние животные) |
Создание условий для расширения знаний у детей о
домашних животных и их взаимосвязи с человеком. |
Викторина
«Веселая ферма» |
С
учителем - логопедом |
|
|
25.10-29.10 |
Каникулы «Безопасные каникулы» Праздник «Осенины» |
||||
|
Ноябрь |
|||||
|
01.11-05.11 |
Кто в
тереме лесном живет (дикие животные) |
Создание
социальной ситуации развития в процессе познавательно- исследовательской
деятельности, дикие
животные. |
Изготовление
масок диких животных. Драматизация сказки «Рукавичка» |
С
учителем - логопедом |
Помощь
в изготовлении костюмов для сказки |
|
08.11-12.11 |
Я и мое тело |
Создание
социальной ситуации развития в процессе познавательно- исследовательской
деятельности, моё тело. |
Лэпбук «Анатомия человека» |
С
учителем - логопедом |
Помощь
в подборе материала для лэпбука. |
|
15.11-19.11 |
Волшебная пуговка (одежда, обувь, головные уборы) |
Создание
социальной ситуации развития в процессе познавательно-исследовательской
деятельности, одежда, обувь, головные уборы. |
Детский
журнал «Модницы и модники» |
С
учителем - логопедом |
Помощь
в подборе различных журналов мод |
|
22.11-26.11 |
Пусть всегда будет мама |
Создание социальной ситуации развития посредством
изготовления подарков для любимых мам. |
Видео поздравление маме. Развлечение «А ну- ка,
мамочки! » |
С
учителем – логопедом, музыкантом |
Совместное развлечение
«А ну- ка, мамочки! » |
|
29.11- 03.12 |
Снег кружится |
Создание условий для закрепления представлений об
зиме как времени года, приспособленности животных к изменениям в природе,
явлениях и объектах неживой природы |
Литературная гостиная «Снег кружится» |
С
учителем - логопедом |
Помощь
в подготовке детей к литературной гостиной |
|
Декабрь |
|||||
|
06.12-10.12 |
Поможем птицам перезимовать |
Создание
социальной ситуации развития в процессе познавательно- исследовательской
деятельности, зимующие птицы. |
Изготовление
кормушек. |
С
учителем - логопедом |
Помощь
в подборе материала для кормушек |
|
13.12-17.12 |
Мой дом – моя крепость |
Создание
социальной ситуации развития в процессе познавательно- исследовательской деятельности,
дома. |
Макет «Мой дом – моя крепость» |
С
учителем - логопедом |
Помощь
в подбое материала для макета |
|
20.12-24.12
|
Новогодние фантазии |
Создание социальной ситуации развития в процессе
различных видов деятельности |
Украшение
группы к новому году. Мастер-класс «Новогодний шар». Новогодний праздник |
С
учителем – логопедом, музыкантом |
Совместные
подготовки к Новому году |
|
27.12-31.12 |
Каникулы. А у
нас новый год, елка в гости зовет! |
||||
|
Январь |
|||||
|
10.01-14.01 |
1,2,3,4,5 – мы во двор пошли гулять |
Создание
социальной ситуации развития в процессе познавательно- исследовательской
деятельности, экспериментирование. |
Видеоролик «Зимние эксперименты» |
С
учителем - логопедом |
Помощь
в подбое материала для экспериментирования |
|
17.01-21.01 |
Путешествие
в Арктику и Антарктиду. |
Создание
социальной ситуации развития в процессе познавательно- исследовательской
деятельности, животные севера |
Создания альбома «Северное сияние» |
С
учителем - логопедом |
|
|
24.01-28.01 |
А-а-а-
крокодилы бегемоты, а-а-а- обезьяны кашалоты. |
Создание
социальной ситуации развития в процессе познавательно- исследовательской
деятельности, животные жарких стран. |
Мини
конференция «Зов Джунглей» |
С
учителем - логопедом |
Помощь
в организации конференция
«Зов Джунглей» |
|
Февраль |
|||||
|
31.01-04.02 |
Поварята. (продукты питания) |
Создание
социальной ситуации развития посредством поисково-исследовательской
деятельности, продуктов питания |
Книга
рецептов. |
С
учителем - логопедом |
|
|
07.02-11.02 |
Такая
разная посуда |
Создание
социальной ситуации развития посредством поисково-исследовательской
деятельности, посуды. |
Альбом
«Посуда» роспись под гжель |
С
учителем - логопедом |
|
|
14.02-18.02 |
Обитатели
морей. |
Создание
социальной ситуации развития в процессе познавательно- исследовательской
деятельности, обитатели морей |
Макет «Кто на дне морском живет?» |
С
учителем - логопедом |
Помощь
в подбое материала для макета |
|
21.02-25.02 |
Наша
Армия сильна, охраняет мир она. |
Создание условий для расширения знаний детей об
Армии. |
Спортивное развлечение «Папа может все» |
С
учителем – логопедом и физ. инструктор. |
Совместное развлечение «Папа может все» |
|
Март |
|||||
|
28.02-04.03 |
Весна
в гости пришла, мамин праздник принесла! |
Создание условий для закрепления представлений об
весне как времени года, приспособленности растений и животных к изменениям в
природе, явлениях и объектах неживой природы. |
Праздник 8 марта. Выставка детских работ «Моя мама». Украшение
группы к приходу весны. Масленица. |
С
учителем – логопедом, музыкантом |
Совместное развлечение «Моя мама». |
|
07.03-11.03 |
Труд
людей весной |
Создание условий для расширения знаний детей о труде
человека |
Огород
на окне |
С
учителем - логопедом |
Помощь
в организации посадки огорода на окне |
|
14.03-18.03 |
Чыл -
пазы |
Создание социальной ситуации развития посредством
позновательно- творческой
деятельности, хакасского
праздника |
Выставка хакасских народных украшений (Пого) |
С
учителем - логопедом |
|
|
21.03-25.03 |
В
гостях у сказки |
Создание условий для развития творческих способностей
детей средствами составления и художественного рассказывания сказок. |
Проба
пера – «Придумай сказку сам» |
С
учителем - логопедом |
Помощь в
оформлении придуманных детьми сказок |
|
28.03-01.04 |
Каникулы «Веселые
каникулы» |
||||
|
Апрель |
|||||
|
04.04-08.04 |
Город мастеров
(профессии) |
Создание условий для расширения знаний детей о
профессиях человека. |
Книжка-малышка
«Город мастеров» |
С
учителем - логопедом |
|
|
11.04-15.04 |
Наша
солнечная система |
Создание социальной ситуации развития через
знакомство с космическими просторами |
Планетарий «Семья планет» папье-маше |
С
учителем - логопедом |
Помощь
в материале для папье-маше |
|
18.04-22.04 |
На
воде, в воздухе, на земле… |
Создание социальной ситуации развития посредством
поисково-исследовательской деятельности, различного транспорта. |
Выставка
рисунков «Транспорт будущего» |
С
учителем - логопедом |
|
|
25.04-29.04 |
Машины
– помощники (спец. техника) |
Создание социальной ситуации развития посредством
поисково-исследовательской деятельности. спец. техники. |
Коллаж «Машины – помощники» |
С
учителем - логопедом |
Помощь
в подбое материала для коллажа |
|
Май |
|||||
|
02.05-06.05 |
История Георгиевской ленточки |
Создание
социальной ситуации развития в процессе познавательной деятельности, День
Победы. |
Выпуск газеты «Подвиг народа» |
С
учителем - логопедом |
|
|
09.05-13.05 |
Что
может быть семьи дороже? |
Создание условий для формирования
духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому,
семье, детскому саду |
Создание
фотоальбома «Хобби моей семьи» |
С
учителем – логопедом, музыкантом |
Помощь
в подбое материала для фотоальбома |
|
16.05-20.05 |
Они
такие разные, бывают и опасные (насекомые) |
Создание социальной ситуации развития в процессе
познавательно- исследовательской деятельности, наши шестиногие друзья. |
Драматизация
сказки «Муха Цокотуха» для детей младшего возраста |
С
учителем - логопедом |
Помощь
в изготовлении костюмов для сказки |
|
23.05-27.05 |
Время
года - Лето |
Создание условий для закрепления представлений о
лете как о времени года, , явлениях и объектах неживой природы |
Рисунки
на асфальте |
С
учителем - логопедом |
|
|
Летние каникулы. Июнь |
|||||
|
30.05-
03.06 |
Раз-два, раз-два, начинается игра! |
Создать хорошее, позитивное
настроение у детей через игры и развлечения |
Веселые подвижные игры разных народов. |
С музыкантом |
|
|
06.06-10.06 |
Солнце,
воздух и вода -наши лучшие друзья. |
Создание социальной ситуации развития в процессе
различных видов деятельности |
Выпуск листовки |
|
|
|
13.06-17.06 |
Неделя
творческих дел |
Создание социальной ситуации развития в процессе различных
видов деятельности |
Ярмарка |
|
|
|
20.06-24.06 |
Неделя
экспериментирования |
Создание социальной ситуации развития в процессе
различных видов деятельности |
Эксперименты |
|
|
|
27.06-01.07 |
В гостях у сказки |
Создание социальной ситуации развития в процессе различных
видов деятельности |
Инсценировка, постановка, драматизация |
С
музыкантом |
|
|
Июль |
|||||
|
04.07-08.07 |
Ивана Купала |
Создание социальной ситуации развития в процессе
различных видов деятельности |
Эстафеты с водой |
|
|
|
11.07-15.07 |
Без
друзей жить нельзя! |
Создание социальной ситуации развития в процессе
различных видов деятельности |
Любимый
питомец (рисование) |
|
|
|
18.07-22.07 |
В песочном царстве |
Создание социальной ситуации развития в процессе
различных видов деятельности |
Постройки из песка. |
|
|
|
25.07-29.07 |
Неделя
здоровья |
Создание социальной ситуации развития в процессе
различных видов деятельности |
Витаминный
натюрморт (лепка) |
|
|
|
Август |
|||||
|
01.08-05.08 |
Что
такое хорошо и что такое плохо? |
Создание социальной ситуации развития в процессе
различных видов деятельности |
Книга
вежливости |
|
|
|
08.08-12.08 |
Неделя настроения |
Создание социальной ситуации развития в процессе
различных видов деятельности |
Пантомима |
С музыкантом |
|
|
15.08-19.08 |
Страна
Спортландия |
Создание социальной ситуации развития в процессе
различных видов деятельности |
Эстафета |
С
физ. инструктор. |
|
|
22.08-26.08 |
Чудеса
на грядках |
Создание социальной ситуации развития в процессе
различных видов деятельности |
Сбор
урожая для зоопарка |
|
|
|
29.08-31.08 |
Безопасная
улица |
Создание социальной ситуации развития в процессе
различных видов деятельности |
Викторина |
|
|
2.3 Содержание
коррекционно-развивающей работы
Основная
цель коррекционно-развивающей работы: создание условий для всестороннего
развития детей с ОНР I,II- III уровня и (ОВЗ) в целях обогащения их социального
опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников и устранения дефектов
речи.
В
задачу воспитателя для детей с нарушениями речи входит:
- обязательное выполнение требований
общеобразовательной программы дошкольного образования;
-
решение коррекционных задач в соответствии с программой логопедической работы,
направленной на устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой,
интеллектуальных сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта.
Эффективность
коррекционно-развивающей работы зависит от преемственности в работе
учителя-логопеда и воспитателей. Для компенсации речевого недоразвития ребенка,
его социальной адаптации и подготовки к дальнейшему обучению в школе детям
необходимо овладеть теми же видами деятельности, которые предусмотрены
Программой ДОУ.
В
процессе овладения этими деятельностями необходимо учитывать индивидуально типологические
особенности детей с нарушениями речи, способствовать развитию восприятия,
доступных форм мышления. Особое внимание уделяется развитию познавательных
интересов детей. При этом учитывается своеобразное отставание в формировании
познавательной активности, которое складывается у детей под влиянием речевого
нарушения. Создается доброжелательная обстановка, укрепление веры в собственные
возможности, снятие отрицательных переживаний, связанных с речевой
неполноценностью.
Основные направления работы в группе с детьми с ОНР
· Диагностика познавательной,
мотивационной и эмоционально-волевой сфер личности воспитанников.
· Коррекционно-развивающая работа
(индивидуальные, подгрупповые, фронтальные НОД с детьми с ОНР).
· Консультативная работа с педагогами,
воспитанниками и родителями.
· Информационно –
просветительская работа.
· Организационная работа.
Коррекционно - развивающая работа включает:
· выбор оптимальных для развития
ребѐнка с ОНР коррекционных программ, методик, приёмов обучения в соответствии
с его особыми потребностями;
· организацию и проведение
специалистами индивидуальных и групповых коррекционно – развивающих занятий,
необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения, коррекцию
и развитие высших психических функций;
· развитие
эмоционально–волевой сферы и личностных сфер ребёнка и психокоррекцию его
поведения;
· социальную защиту ребёнка в
случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Коррекционно-развивающая работа осуществляется
в различных направлениях в зависимости от задач, поставленных логопедом. Во
многих случаях она предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая
необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых
умений, в других случаях воспитатель сосредоточивает свое внимание на
закреплении достигнутых на занятиях логопеда результатов.
В
задачу воспитателя также входит повседневное наблюдение за состоянием речевой
деятельности детей в периоде коррекционного процесса. Воспитатель наблюдает за
проявлениями речевой активности детей, правильным использованием поставленных
или 27 исправленных звуков в собственной речи дошкольников» усвоенных
грамматических форм и т. п. В случае ошибок воспитатель в тактичной форме
исправляет речь ребенка. Исправляя ошибку, не следует повторять неверную форму
или слово, указав на сам факт ошибки, нужно дать речевой образец и предложить
ребенку произнести его правильно.
Важно, чтобы дети под руководством воспитателя
научились слышать грамматические и фонетически ошибки в своей речи и
самостоятельно исправлять их, для этого воспитатель привлекает внимание ребенка
к его речи, побуждает к самостоятельному исправлению ошибок. Если диалог
воспитателя с ребенком носит ярко эмоциональный характер, не всегда целесообразно
прерывать речь ребенка для исправления ошибок, предпочтительнее использовать
«отсроченное исправление». Речь воспитателя должна служить образцом для детей с
речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной,
выразительной. Следует избегать при обращении к детям сложных инвертированных
конструкций, повторов, вводных слов, усложняющих понимание речи. В обязанности
воспитателя входит хорошее знание индивидуальных особенностей детей с
недоразвитием речи, по-разному реагирующих на свой дефект, на коммуникативные
затруднения, на изменение условий общения.
Особое
внимание воспитателя должно быть обращено на детей, имеющих в анамнезе четко
выраженную неврологическую симптоматику и отличающихся психофизиологической
незрелостью.
В
этих случаях возможно при переходе на более сложные формы речи возникновение
запинок, на которых не следует фиксировать внимание детей.
Воспитание мотивации к занятиям по развитию
речи имеет особое корригирующее значение. Наряду со специальной логопедической
работой интерес к языковым явлениям, к соответствующему речевому материалу, к
различным формам занятий содействует успешному развитию ребенка, преодолению
недостатков речи, закреплению достигнутых результатов. Воспитатель должен
уделять внимание формам работы, стимулирующим инициативу, речевую активность,
способствовать снятию отрицательных переживаний, связанных с дефектом. Таким
образом, воспитатель обязан хорошо знать реальные и потенциальные способности
дошкольников, тщательно изучать, что ребенок умеет делать сам, а что может
сделать с помощью взрослого.
Процесс
усвоения родного языка, совершенствования, формируемых на логопедических
занятиях речевых навыков тесным образом связан с развитием познавательных
способностей, эмоциональной и волевой сферы ребенка. Этому способствует умелое
использование всех видов активной деятельности детей: игры, посильный труд,
разнообразные занятия, направленные на всестороннее (физическое, нравственное,
умственное и эстетическое) развитие.
Необходимым
элементом при прохождении каждой новой темы являются упражнения по развитию
логического мышления, внимания, памяти. Широко используется сравнение
предметов, выделение ведущих признаков, группировка по ситуации, по назначению,
по признакам и т. д. выполнение заданий по классификации предметов, действий,
признаков (с помощью картинок).
Формирование
лексического запаса и грамматической строя на занятиях воспитателя
осуществляется поэтапно:
*
дети знакомятся непосредственно с изучаемым явлением;
* дети с помощью отчетливого образца речи
воспитателя учатся понимать словесные обозначения этих явлений;
* воспитатель организует речевую практику
детей, в которой закрепляются словесные выражения, относящиеся к изучаемым
явлениям.
Значимость
перечисленных этапов различна в каждом периоде обучения. Сначала ведущими
являются такие формы работы, как ознакомление с художественной литературой,
рассматривание картин и беседы по вопросам, повторение рассказов-описаний,
использование воспитателем дидактических игр. Особое внимание уделяется
обучению детей умению точно отвечать на поставленный вопрос (одним словом или
полным ответом). 28 Усложнение речевых заданий соотносится с коррекционной
работой логопеда. При изучении каждой темы намечается совместно с логопедом тот
словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков), который дети
должны усвоить сначала в понимании, а затем и в практическом употреблении.
Словарь, предназначенный для понимания речи, должен быть значительно шире, чем
для активного использования в речи. Необходимо уточнить с логопедом, какие типы
предложений должны преобладать в соответствующий период обучения, а также
уровень требований, предъявляемых к самостоятельной речи детей.
Групповые и
подгрупповые занятия
для детей в группе с ОНР приоритетно ориентированы на формирование лексико -
грамматических средств языка и развитие связной речи, работу над фонетической
стороной речи, формирование произношения и подготовке к обучению грамоте,
формирование элементарных математических представлений.
На подгрупповых
занятиях
изучаются те звуки, которые правильно произносятся всеми детьми или уже
скорректированные на индивидуальных занятиях звуки. После уточнения, расширения
и обогащения словарного запаса и отработки грамматических категорий проводится
работа по развитию связной речи – на базе пройденного речевого материала.
Индивидуальные
занятия
направлены на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их
постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия,
уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических
категорий. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения
определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого
ребенка и индивидуальным перспективным планом. Постановка звуков осуществляется
при максимальном использовании всех анализаторов.
Учитель-логопед:
-
фронтальные, подгрупповые коррекционные занятия;
-
индивидуальные коррекционные занятия.
Воспитатель:
-
фронтальные, подгрупповые занятия по развитию речи с применением дидактических
игр и упражнений на развитие всех компонентов речи;
- фронтальные и подгрупповые занятия по
формированию элементарных математических представлений;
-
экскурсии, наблюдения, экспериментальная деятельность;
-беседы,
ознакомление с произведениями художественной литературы;
-
игры, упражнения по изо деятельности, конструированию, лепке;
-игры и упражнения на развитие общей, мелкой
моторики;
- упражнения на формирование правильного
физиологического дыхания и фонационного выдоха;
-
подвижные, спортивные игры с речевым сопровождением на закрепление навыков
правильного произношения звуков;
-
игры на развитие пространственной ориентации.
Родители:
-
игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка;
-
контроль за выполнением заданий, произношением ребенка;
-
выполнение рекомендаций учителя-логопеда.
Совместная коррекционная деятельность воспитателя и
логопеда
|
Задачи, стоящие перед учителем
логопедом |
Задачи, стоящие перед
воспитателем |
|
Создание
условий для проявления речевой активности и подражательности, преодоления
речевого негативизма |
Создание
обстановки эмоционального благополучия детей в группе |
|
Обследование
речи детей, психических процессов, связанных с речью, двигательных навыков |
Обследование
общего развития детей, состояния их знаний и навыков по программе
предшествующей возрастной группы |
|
Обсуждение
результатов обследования. Составление психолого-педагогической характеристики
группы в целом |
|
|
Развитие
слухового внимания детей и сознательного восприятия речи |
Воспитание
общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового
внимания |
|
Развитие
зрительной, слуховой, вербальной памяти |
Расширение
кругозора детей |
|
Активизация
словарного запаса, формирование обобщающих понятий |
Уточнение
имеющегося словаря детей, расширение пассивного словарного запаса, его
активизация по лексико-тематическим циклам |
|
Обучение
детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям,
признакам, действиям |
Развитие
представлений детей о времени и пространстве, форме, величине и цвете
предметов (сенсорное воспитание детей) |
|
Развитие
подвижности речевого аппарата, речевого дыхания и на этой основе работа по коррекции
звукопроизношения |
Развитие
общей, мелкой и артикуляционной моторики детей |
|
Развитие
фонематического восприятия детей |
Подготовка
детей к предстоящему логопедическому занятию, включая выполнение заданий и
рекомендаций логопеда |
|
Обучение
детей процессам звуко- слогового анализа и синтеза слов, анализа предложений |
Закрепление
речевых навыков, усвоенных детьми на логопедических занятиях |
|
Развитие
восприятия ритмико-слоговой структуры слова |
Развитие
памяти детей путем заучивания речевого материала разного вида |
|
Формирование
навыков словообразования и словоизменения |
Закрепление
навыков словообразования в различных играх и в повседневной жизни |
|
Формирование
предложений разных типов в речи детей по моделям, демонстрации действий,
вопросам, по картине и по ситуации |
Контроль
за речью детей по рекомендации логопеда, тактичное исправление ошибок |
|
Подготовка
к овладению, а затем и овладение диалогической формой общения |
Развитие
диалогической речи детей через использование подвижных, речевых,
настольно-печатных игр, сюжетноролевых и игр-драматизаций, театрализованной
деятельности детей, поручений в соответствии с уровнем развития детей |
|
Развитие
умения объединять предложения в короткий рассказ, составлять
рассказыописания, рассказы по картинкам, сериям картинок, пересказы на основе
материала занятий воспитателя для закрепления его работы |
Формирование
навыка составления короткого рассказа, предваряя логопедическую работу в этом
направлении |
2.4
Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
Примерный перечень
развлечений, праздников, праздничных и других мероприятий
|
Месяц |
Название мероприятия ДОУ |
Название мероприятия группы |
|
сентябрь |
1 сентября -
День знаний 22 сентября – День дошкольного работника |
Выставка «Эти забавные овощи и фрукты» |
|
октябрь |
Совместный праздник «Осенний бал» |
Литературная гостиная «Пернатые друзья» |
|
ноябрь |
15 – День рождение детского сада
«Машенька» |
Драматизация сказки «Рукавичка» |
|
декабрь |
Совместный праздник «Новогодний бал» |
Новогодний праздник |
|
январь |
|
Международный день «Спасибо» |
|
февраль |
|
Спортивное развлечение «Папа может все» |
|
март |
Совместный праздник «8 марта» Праздник Чыл пазы |
Проба пера «Придумай сказку сам» |
|
апрель |
2 апреля -
Международный день книги 12 апреля -
Всемирный день авиации и космонавтики 22 апреля – День
Земли 31 апреля – День рождения города Абакан |
Викторина «Тайны космоса» |
|
май |
9 мая - День
Победы 15 мая – День семьи |
Драматизация сказки «Муха – Цокотуха» |
|
июнь |
1 июня – день
защиты детей |
Праздник «День защиты детей» |
|
июль |
3 – июля День республики Хакасия |
Праздник «Ивана купала» |
|
август |
22 августа – день Российского флага |
Эстафета «Страна спортландия» |
|
День именинника |
ежемесячно |
|
2.5. Особенности взаимодействия с
семьями воспитанников
Цель взаимодействия с семьями воспитанников - создание условий для развития ребенка с ОНР, его позитивной
социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих
способностей через партнерские отношения со взрослыми. Педагоги в тесном
сотрудничестве с семьей осуществляют всестороннее гармоническое развитие и
воспитание детей.
Задачи:
1.
Стремиться к единству педагогических
целей общества и семьи, определяя тесную связь между общественным и семейным
воспитанием.
2.
Способствовать заботе о здоровье,
эмоциональному благополучию и своевременному развитию каждого ребенка.
3.
Создавать благоприятные условия для
всестороннего развития детей через ответственное отношение большинства
родителей (законных представителей) к своим родительским обязанностям.
4.
Способствовать повышению уровня
семейного воспитания дошкольников, через ежедневные беседы и совместную
деятельность с родителями (законными представителями детей). Тем самым создать
развивающую образовательную среду, которая представляет собой систему условий
социализации и индивидуализации детей.
Гуманные чувства, закладываемые
семьей, являются важной предпосылкой воспитания ребенка в сфере развития его
личности.
в семье имеются объективные
естественно складывающиеся условия для формирования у детей нравственных
чувств, представлений, навыков поведения.
Основные направления и формы взаимодействия с семьей
|
Направление |
Формы |
|
Взаимопознание
и взаимоинформирование |
Индивидуальные и групповые беседы. |
|
Информирование,
образование |
Информационные
листы о задачах на неделю. Родительские собрания. |
|
Совместная
деятельность |
Организация гостиных, праздников. Акции. |
Тесная
совместная работа с родителями помогает в установлении делового взаимодействия,
повышению педагогической компетентности родителей и активному, систематическому
участию родителей в деятельности дошкольного учреждения.
Перспективный план по взаимодействию с родителями
|
Месяц.
|
Форма
взаимодействия |
|
Сентябрь |
Групповое
родительское собрание круглый стол: «Играем в слово». Консультация
стендовая: «Всё о развитии детской речи», «Как провести выходной день с
ребёнком?», «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности», «Режим
- это важно», «Рекомендуемая литература для
чтения родителями детям 5-6 лет». Консультация
для родителей по правильному выполнению логопедического домашнего задания. Папка
– передвижка «Осень» |
|
Октябрь |
Совместный
праздник «Осенний бал» Информационный
стенд: «Здоровый образ жизни. Советы доброго доктора», «Как отвечать на
детские вопросы?», «Чаще говорите детям», «Несколько советов по организации и
проведению детских праздников». |
|
Ноябрь |
Информационный
стенд: «Чесночницы – одна из мер профилактики вирусных инфекций», «Ребенок и
дорога. Правила поведения на улицах города»,
«Речевые игры для детей 5-6 лет». «Учим детей дружить». Совместный досуг с родителями «День матери. Мама –
счастье моё!» |
|
Декабрь |
Стендовая
консультация «Грипп. Меры профилактик. Симптомы данного заболевания», «Как
сделать зимнюю прогулку с малышом приятной и полезной?», «Техника пожарной
безопасности при украшении елки». В помощь
родителям «Картотека стихов про зиму», для заучивания дома. Групповой
мастер-класс «Трудовой десант (пошив костюмов для детей к Новому году)». Совместный
праздник «Новогодний бал» Социальная
акция «Покормите птиц зимой» Папка
– передвижка «Зима» |
|
Январь |
Консультация
стендовая: «Закаливание – одна из форм профилактики простудных заболеваний
детей», «Пойте ребенку песни», «Изобразительная деятельность ребенка в
домашних условиях». День
добрых дел. Изготовление построек из снега на участке для прогулок. |
|
Февраль |
Консультация
стендовая «Полезные продукты и не очень», «Игрушки , какие они и для чего
они», «Как познакомить ребенка с морскими обитателями», «Значение
патриотического воспитания». Спортивное
развлечение «Если хочешь быть здоров… » |
|
Март |
Совместный
праздник «8 марта» Консультация
для родителей стендовая «Весна шагает по планете», «Что происходит весной в
огородах и садах», «Что можно рассматривать на прогулке весной», «Хакасский
праздник «Чыл – Пазы», «Значение импровизации для развития творческих
способностей детей» Совместное создание в группе «Огород на окне». Папка
– передвижка «Весна» |
|
Апрель |
Консультация
стендовая «Профессии мам и пап», «День космонавтики», «Витамины для
здоровья», «Иммунизация – здоровье в наших руках» Детско-родительская гостиная «Приглашаем в нашу библиотеку» |
|
Май |
Итоговое
родительское собрание: «Чему мы научились за
год» Стендовая
консультация : «Семейные традиции», «История Георгиевской ленточки»,
«Насекомые такие разные и опасные», «Здравствуй лето» Субботник по уборке участка, высаживание
рассады цветов на участке совместно с родителями. |
|
Июнь |
Стендовая
консультация «Безопасность летом», «Одежда летом», «Тепловой удар»,
«Насекомые друзья или враги» Папка
– передвижка «Лето» |
|
Июль |
Стендовая
консультация «Как развивать любознательность ребенка?», «Солнце польза и
вред», «Все ли водоемы безопасны», «Как себя вести, если встретил животное» |
|
Август |
Выставка
семейных фотогазет: «Как мы провели лето». Стендовая
консультация: «Ядовитые грибы», «Ядовитые ягоды», «Поведение в лесу» |
В
работе с родителями активно используются интерактивные формы работы:
консультации размещаются на платформах Viber
в родительской группе.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ОТДЕЛ
3.1 Организация предметно - пространственной среды
|
Название
центра |
Предполагаемые преобразования РППС в соответствии с возрастными и
индивидуальными особенностями детей группы |
|
«Речевечёк» |
Обновить
игры и пособия на развитие речевого дыхания, фонематического слуха и
звукопроизношения. Сделать бизиборд, с играми на развитие слухового
восприятия. |
|
«Дежурства» |
Продумать
место расположения и изготовить стенд «Дежурных». |
|
«Здоровечек» |
Обновить
игры и пособия для развития меткости, силы рук, для профилактики
плоскостопия, развития основных движений, крупной моторики. |
|
«Ателье» |
Собрать
детали и элементы одежды, используемые для создания нового образа. |
|
«Природы» |
Пополнить
инвентарь по уходу за растениями |
|
«Экспериментирование» |
Перебрать
и пополнить коллекции предметов для экспериментирования |
|
«Книги» |
Пополнение
книг по лексическим темам |
|
«Творчество без границ» |
Разнообразить
демонстрационный материал. |
|
«Уединения» |
Сделать
ширму и лежанку |
|
«Настольные игры» |
Обновить
наборы пазлов, подобрать игры настольные по возрасту, запланировать создание
игр направленных на развитие логики, внимания, ручной умелости. Сделать
Бизиборд с играми, направленными на развитие межполушарных связей |
|
«СРИ» |
Приобрести
контейнера (прозрачные) и разложить игровое оборудование по направлениям и
темам игр. |
3.2 Материально-технические условия реализации Программы
|
ТСО |
Наглядный материал |
|
Персональный компьютер; USB-флеш-накопитель, CD-, DVD диски; Информация из интернета; Магнитофон, интерактивная доска, проектор. |
Карта Хакасии Государственная символика
РФ, РХ Демонстрационный материал
согласно тематическому планированию: «Деревья», «Птицы», «Посуда» и т.д. Плакаты
большого формата Дидактические пособия
«Уроки безопасности», «Уроки вежливости» и т.д. Набор сюжетных картинок по
теме «Времена года», «Мой детский сад» и т.д. Картотека тематических
мультимедийных презентаций для
детей среднего дошкольного возраста по основной общеобразовательной программы
дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса,
Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой Презентации для работы:
«Мир профессий», «Новогодние загадки», «Зимующие птицы», «День народного
единства» и т.д. Пособия
для формирования правильного звукопроизношения. Пособия
по развитию мелкой моторики Пособия
для развития связной речи. Демонстрационный
счётный материал. |
Программное обеспечение
|
Основная
образовательная программа Парциальные программы |
«Адаптированная образовательная
программа дошкольного образования МБДОУ "Детский сад
"Машенька", разработанная на основе «Примерной адаптированной
программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского
сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до
7 лет» Нищева Н.В. Парциальные программы (в электронном
варианте): 1. Программа «STEM–образование детей
дошкольного и младшего школьного возраста» 2. Программа физического развития детей
3-7 лет «Малыши-крепыши» 3. Программа «Мир без опасности» 4. «Истории карапушек: как
жить в мире с собой и другими?» |
|
Образовательная
область |
Методическое обеспечение |
|
Социально – коммуникативное развитие |
«Мой мир. Приобщение ребенка к
социальному миру» Катаева Л.И. – М.: Линка –Пресс. 2000 «Родные сказки. Нравственно
патриотическое воспитание» Шорыгина. Т.А. М.: Прометей. - 2003 «Учим наблюдать и рассказывать» Ёлкина
Н.В. Мариничева О.В. Ярославль. Академия холдинг. 2002 «Занятия по культуре поведения»
Николаева С.О. М.: Владос, 2000 «Я, ты, мы» Развитие социально-эмоциональной
компетентности «Сюжетная игра дошкольников» Короткова
Н.А.М.: Линка пресс,2016 «В мире детских эмоций» Данилина Т.А
Зедгенидзе В.Я. Стёпина Н.М-М.: Айрис продакшн, 2004 Программа. Учебно-методическое пособие «Мы
живем в России!» Формирование нравственно-патриотических чувств через
осуществление познавательной и игровой деятельности. Н.Г.Зеленова, Л.Е.
Осипова — М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007 |
|
Познавательное
развитие |
«Добро пожаловть в экологию» Воронкевич О.А. С-П:
Детство-пресс. 2004 «Беседы о профессияях» Потапова Т,В, Москва.- СФЕРА 2005 «Экологические проекты в детском саду»Масленникова О.М
Филиппенко А.А. Волгоград: Учитель- 2015 Авторская
программа «В стране шахматно-шашечных искусств» «Улица,
транспорт, дорога. Безопасность малышей» Баринова Е.В. Ростов на Дону:
Феникс, 2014 «Как
обеспечить безопасность дошкольников» Белая К.Ю Зимонина В.Н. М.:
Просвещение, 1998 «Безопасность.
Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного
возраста»Авдеева Н.Н. Князева О.Л. Стеркина Р.Б. –М.: АСТ,1998 «Матматическое
развитие детей 4-7 лет» Колесова Л.В. – Волгоград : Учитель, 2013 «Сценарии
занятий по экологическому воспитанию» Горькова Л.Г Кочергина А.В. Обухова
Л.А.- М.: ВАКО, 2010 «Конспекты комплексных занятий с детьми 5-6 лет»
Новиковская О.А.- СПб.: Паритет, 2011 |
|
Речевое развитие |
«Учим говорить
правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5-6 лет».Ткаченко Т.А. Мосва: Гном-2005 «Конспекты
интегрированных занятий в старшей
группе» Аджи А.В. М6 ТЦ – Учитель.2009 «Азбука общения»
тШипицина Л.М. Защиринская О.В. Воронова А.П, Нилова Т.А : С-П.-Детство
–Пресс. 2000 «Занимательное
Азбуковедение» Волина В.В. – М.:: Просвещение. 1991 «Учимся составлять
рассказы» Бортникова Е.Ф. –Екатеринбург.: Литур. 2016 «Страна пальчиковых
игр» Рузина М.С. Афонькин С.Ю. – СПБ.: Кристалл. «Пальчиковые игры и
упражнения» Калинина Т.В Николаева С.В. Павлова О. В. Смирнова И.Г.-
Волгоград.: Учитель -2011 «Формирование связной речи детей 5-6» Сластья Л.Н.
– Волгоград.: Учитель-2012 «Веселые встречи»
Белоусова Л.Е. – СПБ.: Детство пресс, 2003 «Рисунки, спрятанные в
пальчиках» Дубровская Н.В. –СПБ: Детство пресс, 2003 «Театрализованная
деятельность в коррекционно- развивающей работе с детьми, имеющими нарушения
зрения» Буцук Т.В. Осипова Л.Б. – Челябинск: Цицеро,2013 |
|
Художественно-эстетическое
развитие |
«Вежливые
сказки . Этикет для малышей» Шорыгина Т.А. – М: Прометей.- 2003 «Детское
творческое конструирование» Парамонова Л.А.- М.: Карапуз – 1999 Программа
«Цветные ладошки» Лыкова И. А. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006 г. «Аппликация
с детьми 5-6 лет» Колдина Д.Н.М.: Мозаика синтез, «
Рисование с детьми 5-6 лет» Колдина Д.Н.М.: Мозаика синтез, 2008 Лихачева
Е.Н. «Организация нестандартных занятий по конструированию с детьми
дошкольного возраста» ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013 «Сказку
сделаем из глины, теста, снега, пластилина» Горичева В.С Нагибина М.И.
–Ярославль : Академия К, 1998 «Что
можно сделать из природного материала» Гульянц Э.К. Базик И.Я. – М.:
Просвещение , 1991 «
Театрализованные занятия в детском саду»Махнева М.Д. – М.: Сфера, 2003 «Конструирование
и художественный труд в детском саду» Куцакова Л.В .— М.: Сфера, 2010 Лыкова И.А. «Художественный
труд в детском саду. Средняя группа» — Цветной мир, Умелые ручки
подробнее... 2010. Комарова
Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2005 Зацепина
М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2005 Зацепина
М. Б., Антонова Т. В. Народные праздники в детском саду. М.: Мозаика-Синтез,
2007 Зацепина
М. Б., Антонова ТВ. Праздники и развлечения в детском саду. М.:
Мозаика-Синтез, 2007 В.В. Гербова «Приобщение дошкольников к художественной литературе» М.: Мозаика-Синтез,
2010 |
|
Физическое развитие |
Пензулаева Л.И. «Физкультурные занятия в детском саду» для
детей 5-6 лет М.: Мозаика-Синтез,
2010 «Азбука физкультминуток» Ковалько В.И.-
Москва: ВАКО, 2005 «Детские
подвижные игры»/Гришков В.И. – Новосибирское книжное издательство, 1992 «Комплексы
сюжетных утренних гимнастик для дошкольников» Соколова Л.А.-С-П:
ДЕТСТВО-ПРЕСС. 2013 «Развивающие
игры для малышей» Г. Акимова – Лениздат.2007 «Если хочешь
быть здоров»/ Исаев А.А.-Москва: Физкультура и спорт-1988 «Оздоровление
детей в условиях детского сада»/Сборник Москва: ТЦ «Беседы о
здоровье» Шорыгина Т.А.- М.: ТЦ Сфера -2005 «Психогимнастика в
детском саду» Алябьева Е.А. М.: Сфера , 2005 |
Комментариев нет:
Отправить комментарий